Сегодня, в нашем путешествии под названием «Дыхание времени: редкие и ценные издания» мы вспомним писателя, творчество которого хорошо знакомо каждому жителю нашей необъятной страны и, конечно, жителю нашего края, поскольку имя это неотделимо от его культурной истории. Кроме того, этот год юбилейный для этого автора. Догадались о ком речь? Конечно, об Александре Николаевиче Островском, 200-летие которого отмечаем в 2023 году.
В фонде Зала редкой книги имеется несколько подходящих для нашей беседы изданий, но мы поговорим сегодня только об одном из них. Оно не самое древнее, но, возможно, самое любопытное. Это «А.Н. Островский. Дневники и письма».
Согласитесь, что знать о себе все может только сам человек. Поэтому так интересно читать дневники известных людей: личное высказывание всегда ценится на вес золота. Книга эта вышла в 1937 году в издательстве “Academia”. Здесь мы обязаны, дорогой читатель, рассказать немного об этом издательстве.
След “Academia” невозможно вычеркнуть из истории. Всего пятнадцать лет (1922-1937) выходили книги этого (в ту пору единственного на всю державу) учреждения, называвшего себя по латыни.
Кстати, название появилось в связи с первой крупной акцией новой издающей организации - выпуском в свет собрания сочинений Платона. “Academia” отличалась от других издательств не только своей латиницей, но и масштабом эстетических задач. В 1937 году издательство “Academia” ликвидировали, передав уже подготовленные к печати проекты «Художественной литературе». «Лучшее издательство СССР 1920-30-х годов», «репрессированное издательство», – эти характеристики часто используют исследователи истории книги, освещая деятельность издательства «ACADEMIA».
Особое внимание в «Academia» уделялось оформлению книг. Сегодняшний наш представитель советской литературы тому подтверждение. И хотя к нам он попал в достаточно потрепанном виде, но сохранился и ледериновый переплёт с затейливым узором (ледерин (от нем. leder — кожа) — материал для переплётов на тканевой или бумажной основе, имитирующий кожу) и 192 черно-белых и цветных иллюстрации (портреты актеров, эскизы к костюмам и декорациям).
Не случайно в годы своей деятельности издательство «ACADEMIA» участвовало в международных выставках в Праге (1924), Лейпциге (1927), Кельне (1928), Париже (1937), а сегодня его издания обладают большой букинистической и антикварной ценностью. Но, друзья мои, без столь интересного содержимого эта книга вряд ли привлекла наше внимание. Так благодаря кому мы имеет возможность прикоснуться к мыслям, чувствам и эмоциям «Колумба Замоскворечья» (как называли Островского его современники)? Информация на фронтисписе книги гласит, что это труды Государственного центрального Театрального музея имени А. Бахрушина.
Музей этот, основанный в 1894 году известным русским купцом, меценатом и благотворителем Алексеем Александровичем Бахрушиным и ныне существует в Москве. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы. Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. Но всё же одним из основных источников пополнения коллекции музея были дары (впрочем, как и нашего фонда Зала редкой книги). «Лицедействующей братии» так пришлась по душе идея Бахрушина о создании театрального музея, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда являлись не с пустыми руками.
Издательский отдел музея выпустил ряд научных и научно-популярных изданий, в числе которых и наше. И теперь, пожалуй, перейдём непосредственно к его содержанию.
Как пишут составители в предисловии: «…сборник несколько необычен по своему составу. В нем публикуется три основных группы материалов. Во-первых, материалы архива Музея - дневники Островского, ряд его писем и писем к нему, описание рукописей пьес, документы и разного рода бумаги. Во-вторых, статистические таблицы, позволяющие судить о количестве спектаклей каждой пьесы за каждый год, начиная с 1875 по 1917 год включительно. В-третьих, хранящиеся в Музее материалы декорационного, иконографического и репродукционного характера, позволяющие хотя бы несколько ознакомиться <…> с вопросами, связанными с Островским на сцене.».
Что касается дневников Островского, то здесь Музей представил имеющиеся в его распоряжении материалы с исчерпывающей полнотой. Впрочем, некоторые из них ранее уже были опубликованы в российских журналах начала 20 века. А вот некоторые публиковались впервые. К большому нашему сожалению в сборнике утеряны отдельные страницы: о первом путешествии в Щелыково в 1849 году, о путешествии о Волге от истоков до Нижнего Новгорода 1856 года, но и помимо этого здесь масса интересного для чтения и разглядывания.
Листая страницы сборника действительно понимаешь, что всё это - важнейший материал о жизни и деятельности известного писателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий