Яндекс.Метрика
Открыт доступ к НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ)

среда, 8 апреля 2015 г.

Я участник большого огня



Вечер памяти "Я участник большого огня" по творчеству Анатолия Жигулина состоялся в библиотеке - филиале №3 "ТОМНА".

"Воронеж!.. Родина.Любовь.
Все это здесь соединилось"...

Восемь месяцев Воронеж находился во фронтовой зоне. Анатолий Жигулин в войне не участвовал по малолетству, но в полной мере испил голод и лишения войны.О тех, незабываемых днях, он написал лаконично и горько.
Из черного круглого репродуктора объявили о начале войны.Я спокойно сидел в это время на верхней ступеньке лестницы, ведущей на большой балкон, на второй этаж дома, где жили Раевские и вдруг услышал слова песни.
"В бой за Родину, в бой за Сталина!
Боевая честь нам дорога".
В его сердце навсегда вошли воздушные тревоги, налеты, стрельба зениток, бесконечные переводы из одной школы в другую: помещения школ занимали под госпиталя.Настоящая, самая злая война неожиданно пришла в его жизнь в июне 1942 года. Беспризорные скитания в поисках родителей, голод. Анатолий с младшим братом попали под жесточайшую бомбежку. Все было изуродовано вокруг. Черные ямы воронок.И всюду - на траве,на деревьях -  кровь, куски человеческих тел, стоны раненых. Так впервые ему открылось неприглядное лицо войны. 25 января 1943 года наши войска вступили в Воронеж. Город был страшен. Воронки, развалины. И ни  одной живой души. Много жителей немцы расстреляли в "Песчаном логу", на южной окраине Воронежа. Это был воронежский "Бабий Яр".  Может поэтому, Анатолий Жигулин, однажды скажет: " Я был молод, я не воевал, не был призван в армию - в конце войны мне было пятнадцать лет. Многое о войне требует прозы"...
Анатолий Жигулин - один из редких русских людей и по творческому дару и по обостренному чувству совести. Он прожил жизнь  чисто и честно, по законам " любви и отваги", так охарактеризовала его жена - Ирина Жигулина. Он любил называть себя последним поэтом сталинской Колымы. Анатолию Жигулину вообще досталась нестандартная судьба. Ему восемнадцатилетнему довелось испытать все тяготы лагерного быта, жестокие испытания и пытки. его судило  Особое Совещание при МГБ СССР. Срок 10 лет... Он осужден был сразу по нескольким статьям. Последняя - террор.
" Я расстрелял из нагана 7 августа 1949 года портрет Сталина. Мне полагалась высшая мера. А в это время на краткий период смертная казнь в СССР была отменена.Но, находясь во Внутренней тюрьме УМГБ ВО, я не знал об этом и ожидал расстрела"
Обо всем этом он потом напишет в автобиографической повести "Черные камни", которая была представлена вниманию присутствующих. Никого не оставила равнодушным трудная судьба поэта, в которой был Озерный лагерь ( лесоповал) и строительство железной дороги Тайшет - Братск. Близ этих мест Иркутской губернии находилось село Олонки, где отбывал ссылку его знаменитый предок - Владимир Федосеевич Раевский. В Анатолии Жигулине текла дворянская и крестьянская кровь.
И Раевских и Жигулиных люто преследовали. Ни одна беда  не миновала их род.
Анатолий Жигулин всегда считал, что Господь спас его для того, чтобы он рассказал миру о мучениках Гулага. И восславил жизнь, несмотря на все испытания, муки и боль.
Душа, прошедшая огни, воды и медные трубы, уже не вглядывается в придорожный куст, она задает вопросы Истории.
... Он никогда не был поэтом силы, он всегда был поэтом боли, он болью оплачивал собственную судьбу.
Палачи вы мои, палачи!
После ваших допросов я выжил.
Из колодцев урановых вышел
Словно птица в безмолвной ночи...
И несмотря ни на что, даже там, где каждый день был для него, как последний, он писал стихи. Писал без бумаги и карандаша.Они рождались в душе, как источник света и надежды.
"Жизнь! Нечаянная радость.
Счастье, выпавшее мне.
Зорь вечерняя прохладность,
Белый иней на стерне.

И война, и лютый голод.
И тайга - сибирский бор.
И колючий, жгучий холод
Ледяных гранитных гор".

22 июля 1954 года Анатолий Жигулин с двумя товарищами  вышел за ворота лагеря. Его душа летать не разучилась.
Ковалева Н.А.- зав филиалом №3



Комментариев нет:

Отправить комментарий