(к 135 - летию со дня
рождения русского живописца Б.М.Кустодиева)
« Самый
жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев, Б. М. Кустодиев был художником счастья. Все
созданное им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее
искусство. Он постоянно и привычно носил в себе острое чувство красоты мира и
ощущал себя живущим посреди этой красоты. Он был влюблен в женщину и солнце,
искусство и цветы, детскую улыбку и прогулку на закате, речку и переулок… Какую
эстетическую радость сулила ему встреча с молодой красавицей на приволжской
набережной!.. Он мог преклониться перед шедевром в Лувре и мог застыть перед
наивной, но по-своему совершенной вывеской овощной лавки где-то в Кинешме.
Чтобы объясниться в своей любви к жизни, он и стал художником. Напоминать о
счастье, о празднике жизни, дарить людям своим искусством отголосок его – в этом
он видел свой этический долг.»
Имя известного художника Б. М. Кустодиева, одного из учеников И. Е. Репина, неразрывно связано с нашим городом, который вдохновил его на создание многих его шедевров живописи.
Кинешма и кинешемские ярмарки привлекли внимание
и навсегда вошли в его творчество.
Впервые Кустодиев, тогда еще молодой художник, приехал в Кинешму летом
1898 года, и она сразу приглянулась ему. В письме своей невесте Ю. Е.
Прошинской он писал: «…Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый
городок с такой типичной «местной физиономией». Особенно хорошо за рекой, где
две церкви такой странной формы…»; «…Вчерашний базар меня поразил, по краскам
удивительно сильно, и, вероятно, на нем я остановлюсь. Чем выдумывать всякие
сюжеты, нужно брать из природы, которая разнообразнее всего выдуманного».
Провинциальная Кинешма становится основой для множества картин художника.
Российская Академия Художеств в 1903 году премировала золотой медалью его
картину «Базар в деревне».
Кинешма покорила художника, и он избрал темой своей дипломной работы Кинешемскую ярмарку. Эта картина была высоко оценена квалифицированной комиссией. Впоследствии Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» — целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца XIX века — начала XX столетия.
Кинешма покорила художника, и он избрал темой своей дипломной работы Кинешемскую ярмарку. Эта картина была высоко оценена квалифицированной комиссией. Впоследствии Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» — целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца XIX века — начала XX столетия.
С 1905 года Кустодиев сознательно
связал свой дальнейший путь в искусстве с народной жизнью в Поволжье. В глуши
Кинешемского уезда, в деревне Маурино,
художник приобрел участок земли, где построил мастерскую, ласково именуя ее
«Теремом». В течение последующего десятилетия летние и осенние месяцы проводил
там в общении с крестьянами и милой его сердцу природой. В окрестных деревнях
он писал этюды, отсюда выезжал в Кинешму, Кострому и другие города средней
Волги. «Я прожил в тех местах десять лет и считаю эти годы одним из лучших в
моей жизни… все эти пейзажи, которые я рисовал и которые вошли ко мне на
картины как материал. Всю эту округу я знал, как свои пять пальцев, бродя
каждый день там с ружьем… Каждый раз к весне уже подготовлялся ехать на лето
туда, мечтая об этих любимых лесах и перелесках», - вспоминал Кустодиев
впоследствии. В 1905 году именно там были написаны автопортрет «На охоте»,
закончен «Портрет семьи Поленовых», проиллюстрированы два рассказа Л.Н.Толстого,
После революции Кустодиев подарил свой «Терем» крестьянам, и по воле художника
там открылась школа.
В период с
1906 по 1910 годы в кинешемском крае Кустодиев создал серии картин «Ярмарки»,
«Деревенские праздники», картины «На терассе», «Сирень». Пребывая подолгу в
Кинешемском уезде неподалеку от Щелыкова, где все еще живо напоминало о
сравнительно недавнем жителе этих мест – Островском, художник, как никто до
него, глубоко проник в мир драматурга. Столкнулся на здешних тропах со многими
героями пьес «Горячее сердце», «Волки и овцы», оперы «Снегурочка», для которых
писал эскизы, декорации.
В разгар
творческих поисков Бориса Михайловича настигает тяжелая болезнь. Неизлечимая
болезнь спинного мозга приковала Бориса Михайловича к креслу, но не лишила его
кисть полноцветности. Очередной курс лечения в Швейцарии он проходил, работая
по памяти над знаменитой своей картиной «Купчихи». « Стоят такие купчихи
белотелые, около магазинов, а вдали, за ними, Кинешма…» (из письма жене). Эта
картина открыла большую серию образов купчих, купцов, купеческого быта в
творчестве художника.
Хочется
закончить рассказ о замечательном человеке и выдающемся художнике Борисе
Михайловиче Кустодиеве словами Федора Ивановича Шаляпина: «… Только неимоверная
любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою
аппетитной сочностью краски… Нельзя без волнения думать о величии нравственной
силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как
героической и доблестной».
Салмина М.Е.,
методист
централизованной библиотечной стистемы.
Борис Кустодиев. Портрет художника Е.Е.Лансере.
Этюд к неосуществленному групповому портрету художников объединения «Мир искусства». 1913 г.
Кустодиев Б.М. Ярмарка. 1906 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий