Яндекс.Метрика
Открыт доступ к НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ)

вторник, 26 февраля 2013 г.

Художник одной мечты.



 (к 135 - летию со дня рождения русского живописца Б.М.Кустодиева)

« Самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев,  Б. М. Кустодиев был художником счастья. Все созданное им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он постоянно и привычно носил в себе острое чувство красоты мира и ощущал себя живущим посреди этой красоты. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и цветы, детскую улыбку и прогулку на закате, речку и переулок… Какую эстетическую радость сулила ему встреча с молодой красавицей на приволжской набережной!.. Он мог преклониться перед шедевром в Лувре и мог застыть перед наивной, но по-своему совершенной вывеской овощной лавки где-то в Кинешме. Чтобы объясниться в своей любви к жизни, он и стал художником. Напоминать о счастье, о празднике жизни, дарить людям своим искусством отголосок его – в этом он видел свой этический долг.»

Имя известного художника Б. М. Кустодиева, одного из учеников И. Е. Репина, неразрывно связано  с нашим городом, который вдохновил его на создание многих его шедевров живописи.
 Кинешма и кинешемские ярмарки привлекли внимание и навсегда вошли в его творчество.  Впервые Кустодиев, тогда еще молодой художник, приехал в Кинешму летом 1898 года, и она сразу приглянулась ему. В письме своей невесте Ю. Е. Прошинской он писал: «…Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый городок с такой типичной «местной физиономией». Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы…»; «…Вчерашний базар меня поразил, по краскам удивительно сильно, и, вероятно, на нем я остановлюсь. Чем выдумывать всякие сюжеты, нужно брать из природы, которая разнообразнее всего выдуманного». Провинциальная Кинешма становится основой для множества картин художника. Российская Академия Художеств в 1903 году премировала золотой медалью его картину «Базар в деревне».
Кинешма покорила художника, и он избрал темой своей дипломной работы Кинешемскую ярмарку. Эта картина была высоко оценена квалифицированной комиссией. Впоследствии  Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» — целой серии картин, изображающих праздничный русский быт конца XIX века — начала XX столетия.
         С 1905 года Кустодиев сознательно связал свой дальнейший путь в искусстве с народной жизнью в Поволжье. В глуши Кинешемского уезда, в  деревне Маурино, художник приобрел участок земли, где построил мастерскую, ласково именуя ее «Теремом». В течение последующего десятилетия летние и осенние месяцы проводил там в общении с крестьянами и милой его сердцу природой. В окрестных деревнях он писал этюды, отсюда выезжал в Кинешму, Кострому и другие города средней Волги. «Я прожил в тех местах десять лет и считаю эти годы одним из лучших в моей жизни… все эти пейзажи, которые я рисовал и которые вошли ко мне на картины как материал. Всю эту округу я знал, как свои пять пальцев, бродя каждый день там с ружьем… Каждый раз к весне уже подготовлялся ехать на лето туда, мечтая об этих любимых лесах и перелесках», - вспоминал Кустодиев впоследствии. В 1905 году именно там были написаны автопортрет «На охоте», закончен «Портрет семьи Поленовых», проиллюстрированы два рассказа Л.Н.Толстого, После революции Кустодиев подарил свой «Терем» крестьянам, и по воле художника там открылась школа.
В период с 1906 по 1910 годы в кинешемском крае Кустодиев создал серии картин «Ярмарки», «Деревенские праздники», картины «На терассе», «Сирень». Пребывая подолгу в Кинешемском уезде неподалеку от Щелыкова, где все еще живо напоминало о сравнительно недавнем жителе этих мест – Островском, художник, как никто до него, глубоко проник в мир драматурга. Столкнулся на здешних тропах со многими героями пьес «Горячее сердце», «Волки и овцы», оперы «Снегурочка», для которых писал эскизы, декорации.
В разгар творческих поисков Бориса Михайловича настигает тяжелая болезнь. Неизлечимая болезнь спинного мозга приковала Бориса Михайловича к креслу, но не лишила его кисть полноцветности. Очередной курс лечения в Швейцарии он проходил, работая по памяти над знаменитой своей картиной «Купчихи». « Стоят такие купчихи белотелые, около магазинов, а вдали, за ними, Кинешма…» (из письма жене). Эта картина открыла большую серию образов купчих, купцов, купеческого быта в творчестве художника.
Хочется закончить рассказ о замечательном человеке и выдающемся художнике Борисе Михайловиче Кустодиеве словами Федора Ивановича Шаляпина: «… Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».

 Салмина М.Е.,
методист централизованной библиотечной стистемы.

 
Борис Кустодиев. Портрет художника Е.Е.Лансере.
Этюд к неосуществленному групповому портрету художников объединения «Мир искусства». 1913 г.


Кустодиев Б.М. Ярмарка. 1906 г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий