Дорогой читатель, предлагаем продолжить увлекательное и познавательное путешествие под названием «Дыхание времени: редкие и ценные издания» по книжной сокровищнице редкого фонда нашей библиотеки.
Сегодня хотим рассказать тебе о необычном для нашего Зала редкой книги сокровище. Это не книга, не атлас, не альбом, а журнал, который безусловно знаком многим нашим читателям.
Итак, отправляемся в кругосветное странствие с журналом «Вокруг света»!
Следует отметить, что это одно из немногих российских изданий, учрежденных еще в позапрошлом веке и «доживших» до наших дней. Да, да не удивляйтесь. Этот журнал родился в век бурного развития географии, а точнее в 1861 году.
Преследуя коммерческие цели, его основатель, известный издатель и книготорговец, Маврикий Осипович Вольф намеревался создать журнал, ориентированный на самую широкую аудиторию, но при этом не затрагивающий политических вопросов российской жизни. Вообще, в истории журнала выделяется три периода: дореволюционный (1861–1917 гг.), советский (1927–1991 гг.), современный (с 1991 г.)
Центральной библиотеке им. В.А.Пазухина посчастливилось стать обладателем дореволюционных выпусков начала 20 века. На этом этапе «Вокруг света», получил подзаголовок «Журнал путешествий, науки, литературы и искусства».
Стремительное развитие науки и техники не могло не повлиять на структуру и содержание издания. В нём регулярно публиковались новости о научных и технологических достижениях.
Так, в №23 от 1912 г. была опубликована заметка о новых железнодорожных вагонах, пущенных в Канаде на линии Тихо-океанской железной дороги. Как пишется в заметке: «вагон снабжен открытой платформой с удобными сидениями, что позволяет подолгу любоваться восхитительными видами…». А на обложке №31 от 1915 года «красуется» аэроплан-гигант. «Воздушный корабль будущего», - гласит пояснение под рисунком.
Надо учесть, что в этот период истории шла Первая Мировая война, и с начала боевых действий «Вокруг света» постоянно публиковал сводки с фронта под рубрикой «Хроника войны», иллюстрированные фотографиями российских солдат, военной техники.
Но все же, как и раньше, большую роль в журнале играла географическая тема. На его страницах помещались путевые заметки, очерки русских путешественников и литераторов, этнографические зарисовки, репортажные и видовые фотографии.
Рассказы о путешественниках, пересекающих континенты, напоминали приключенческие повести.
Будучи основанными на подлинных фактах, они читались с особым интересом и волнением: шла ли речь об английском полярном исследователе Джоне Франклине, погибшем во льдах Арктики, или шотландце Дэвиде Ливингстоне, надолго исчезнувшем в дебрях Центральной Африки.
Читатель узнавал о неведомых народах, о диковинном животном и растительном мире далёких стран.
Вместе с тем на страницах издания продолжали печатать произведения приключенческой и фантастической литературы (Ж. Верн, Г. де Мопассан, Р. Киплинг, Г. Уэльс, В. Скотт и др.).
Вместе с журналом подписчикам приходило бесплатное ежемесячное литературно-художественное приложение «На суше и на море», в 1916 г. получившее новое название: «Журнал приключений». Здесь вышли в свет некоторые произведения А. Конан-Дойля, Дж. Лондона и других авторов.
Февральская революция была встречена редакцией с воодушевлением. Но, к сожалению, 1917-й стал последним годом в дореволюционной истории «Вокруг света». После октябрьского переворота И.Д. #Сытин, в издательстве которого выпускался журнал, был вынужден прекратить его выпуск. В 45-м номере от 12 ноября 1917 г. появилось сообщение редакции, где говорилось, что в 1918 г. журнал издаваться не будет «в виду крайнего недостатка бумаги и технических затруднений, а также в виду общего неопределённого политического и экономического положения страны, не позволяющего принять на себя твёрдых обязательств перед подписчиками». Возродился он лишь в 1927 году.
Более полутора веков прошло с момента создания «Вокруг света». Менялись редакторы, темы, подача материала, но неизменным оставался основной принцип журнала: показывать жизнь на планете глазами очевидца. Этому принципу «Вокруг Света» верен и по сей день.
Комментариев нет:
Отправить комментарий