Яндекс.Метрика
Открыт доступ к НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ)

понедельник, 6 июля 2020 г.

Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь в чужих руках...

В конце XIX — начале XX в. имя этого импозантного мужчины гремело на всю книжную Москву. Знакомьтесь, Алексей Петрович Бахрушин, головная боль всех столичных букинистов! Сам о себе он говорил в третьем лице: «Этот человек теряет сон и аппетит, если увидит хорошую вещь (какую бы то ни было) в чужих руках, тотчас же старается ее приобрести, в этом отношении он очень завистливый человек», а современники изумлялись, как в столь «ленивом и неповоротливом с виду человеке живет кипучая, всепоглощающая страсть к собирательству».


К слову сказать, его библиотека насчитывала свыше 25 тыс. томов, и чего там только не было, но особую ценность представляли книги по истории Москвы и Отечественной войне 1812 г., а также рукописи (в т.ч. уникальная коллекция автографов Наполеона Бонапарта), лубки, свыше 400 листов видов и планов г. Москвы, на тот момент еще неизданных; портреты писателей, библиофилов и библиографов и др. Все эти сокровища занимали лучшие комнаты на втором и третьем этажах особняка на Воронцовом поле, где жил наш герой. Предоставим слово современнику Бахрушина, такому же страстному библиофилу У.Г. Иваску: «По стенам тянулись ряды массивных дубовых шкафов, переполненных книгами, портретами и видами, а посредине комнаты и у окон стояли витрины, в которых хранились миниатюры, ценные рукописи, табакерки, кольца, печати, медали и т.п. Планы, карты, виды монастырей, церквей и городов и всевозможные рисунки хранились в больших папках и ящиках в отдельной комнате в третьем этаже дома, а фарфор и бронза (последней было не особенно много) — частью в рабочем кабинете, частью в гостиной и столовой».
Бахрушин слыл одним из самых прижимистых библиофилов того времени. Несмотря на свои капиталы, ему нравилось торговаться и снижать цену до минимума. А как он это мастерски делал, мотайтесь на ус! Из воспоминаний московского коллекционера Н.М. Ежова: «Из московских коллекционеров тут [речь идет о знаменитом Сухаревском рынке] всех чаще ходил покойный А.П. Бахрушин, человек толщины и скупости невероятной. Раз я рассматривал витрину с миниатюрами. Мне очень понравился митрополит Филарет, артистически нарисованный. Я спросил о цене — двадцать пять рублей. Для меня это было несколько дорого, и я положил вещичку обратно. Вдруг я увидел круглую, как маленький аэростат, фигуру А. П. Бахрушина, медленно шагающую в нашу сторону. — Вот, — сказал я торговцу, — вот кому предложите. У него музей редкостей и масса миниатюр… — Это Бахрушин-то? — с явным пренебрежением спросил, поглядев, торговец. — Я ему и показывать ничего не стану. — Почему же? — Дело известное. Ему надо на грош пятаков купить. Он у меня этого митрополита Филарета года два торгует. С полтинника начал и теперь до десяти рублей дошел. Да еще старается меня в ловушку поймать. „Это, — говорит, — не настоящая миниатюра — подписи нет“…»...

Комментариев нет:

Отправить комментарий