Яндекс.Метрика
Открыт доступ к НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ)

четверг, 23 января 2014 г.

Память о войне нам книга оставляет

        На улице стоят настоящие крещенские морозы. Дорога от школы до библиотеки-филиала № 3 показалась детям особенно долгой. 20 января 2014 года учащиеся  1-го и 2-го классов МОУ ООШ №4 спешили в тепло и уют читального зала, чтобы узнать о  том, как жили, боролись и погибали в блокадном Ленинграде дети.

В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада, и наступили страшные дни беды. Не было топлива. Замерло электричество. Вышел из строя водопровод. По Ленинграду ходила смерть. Но не сдавался город. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали  Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. В городе начались пожары. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах - Ленинград в блокаде! - набатом неслось по стране. Выстоял город. Не взяли его фашисты.
Блокада. Страшнее нет слова. Об этих днях говорят безжалостные страницы документов, написаны воспоминания, в которых подробно излагается хроника событий.
Юрий Воронов в своей книге стихов «Блокада» однажды написал.
«Мы никогда
Так много   не молчали,
Не думали так много
Никогда,
Как той зимой
Потерь, тревог, печали,
 Где новый день -
Как новая беда…»
Есть небольшие книги большого значения. Такова книга Сергея Алексеева «Рассказы о войне». В неё вошел цикл рассказов о ленинградцах и подвиге Ленинграда: «Разгрузка - погрузка», «Дорога», «Первая колонна», «Праздничный обед», «Побывали», «Началось», «Дивизия», «Наши» и другие. Много в те дни было выстрадано и пережито. Эти правдивые, горькие и искренние рассказы никого не оставили равнодушными.
Они взывают к сердцу каждого, вызывают гордость за свою страну.
Ленинградские дети. Когда звучат эти слова - от   сострадания хочется плакать. « На их плечи обрушилось столько, что каждый с невольным чувством вины искал, чтоб хоть что- то снять с их детских плеч, переложить на себя». Дети разучились шалить и даже смеяться, но вызовом врагу была работа 39 школ в осаждённом городе. Дети верили в Победу. Учились в ледяных от холода руках держать карандаш. Они рисовали Победу и белые булки. Шурик Игнатьев, покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. « Что ты нарисовал?»- спросила воспитательница. Он ответил: « Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего»
Голод и дети. Блокада и дети. Самое большое преступление фашистов перед ленинградцами.
В этот день, школьники узнали настоящую цену хлебу, которого так много на прилавках наших сегодняшних  магазинов.
Как едят блокадный хлеб?  Для этого требовалось совсем немного. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев собрать на середину ладони крошки и прильнуть к ним губами, словно  поцеловать их… «Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка».
«Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы».
                               Ковалёва Н.А.,
 зав. филиалом №3



Комментариев нет:

Отправить комментарий